Главная / Гид по отдыху / МУЗЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ (ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ)
МУЗЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ (ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ)
Дата публикации статьи: 12.01.2024
Название экскурсии | Описание экскурсии |
Государственный музей политической истории России | |
Музейно-педагогические занятия в Детском историческом музее (ДИМ)(ул. Куйбышева, 2-4, ст. м. «Горьковская») | |
Начальная школа | |
Время в истории или путешествие в северную столицудля учащихся 1-2 классов | О чем нам может рассказать интересная наука история? Какова роль времени в истории, и как его можно измерить? Об этом школьники узнают, познакомившись с различными видами часов и календарей. А старинные предметы из «археологического раскопа» и настольная интерактивная игра «Троицкая площадь» помогут ребятам совершить путешествие во времени и узнать, где был первый исторический центр Санкт-Петербурга.Рекомендуется выполнение творческого задания «Календарь важных дат». |
Нам всем подружиться пора! (февраль – март)для учащихся 1-3 классов | О чем мечтали дети в прошлом, чем они занимались в свободное время, какие качества характера в себе воспитывали? Собравшись вокруг «костра», мы расскажем о скаутах и пионерах, следопытах и тимуровцах, узнаем, что у них было общего, а что – отличного. Испытания скаутов, загадки следопытов, задания пионеров и дела тимуровцев, с которыми предстоит справиться ребятам, помогут проверить себя в деле и определить личные качества, помогающие совершать добрые поступки. Наградой станет «культпоход в кино» с просмотром отрывков детских советских фильмов и пионерская игра.Рекомендуется выполнение творческого задания «Сувенир из ниток». |
Я, бабушка и Гагарин(февраль-март)для учащихся 1-4 классов | Дети вместе с первоклассницей Марусей поступят в «советскую школу». На время занятия им будет предложено разделиться на октябрятские звездочки, выбрать в классе командиров, дежурных и санитаров, сделать зарядку как важный шаг в подготовке спортсменов и космонавтов. Школьники научатся приветствовать друг друга в традициях разных народов Советского Союза. Ребята не только увидят яркие экспонаты, рассказывающие о некоторых важных событиях 1950-1960-х годов, но и узнают, как жили, чем увлекались и о чем мечтали октябрята и пионеры того времени. |
Где учился Филипок?для учащихся 1-4 классов | Предлагаем ребятам отправиться вслед за героем рассказа Льва Толстого в сельскую школу. Здесь они узнают, чему и как учили деревенских школяров; побывают на уроках русской словесности, арифметики и Закона Божьего, а также смогут сравнить свой мир с жизнью крестьянских детей далекого времени. |
В старой гимназии (сентябрь – декабрь,апрель – май)для учащихся 1-4 классов | Добро пожаловать в гимназию XIX века! К какой жизни готовила городских детей гимназия, и почему мальчиков и девочек учили раздельно? Как поощряли за хорошую учебу и наказывали за плохую? Зачем детям «мертвые языки», естествознание и форма? Обо всем этом и многом другом расскажет старая гимназия. |
Чем писали в старинудля учащихся 1-4 классов | На занятии дети смогут познакомиться с историей письменности и письменных принадлежностей; узнать о том, как в древности использовал для письма папирус, как пергамент, как восковую дощечку и бересту.Каждый участник занятия сможет проверить, скрипит ли гусиное перо, трудно ли писать перьевой ручкой и в чем секрет «песочницы», пресс-папье и чернильницы – «непроливайки». |
В Мастерской Филипкадля учащихся 1-4 классов | Выполнение творческого задания с помощью ниток, ткани, бумаги, сухих полевых цветов и других материалов может стать дополнительной частью любого из тематических занятий. |
Узелок на памятьдля учащихся 3-4 классов | Завяжем узелок на память о самых важных событиях в нашей стране: о зарождении русского государства в Старой Ладоге, о крещении Руси, об объединении земель вокруг Москвы и основании северной столицы. Путешествуя в прошлое, каждый желающий может стать исследователем, археологом или первостроителем Санкт-Петербурга. Кто-то примерит на себя роль древнерусского князя, кто-то – первого русского царя, а кто-то – российского императора. А еще мы отметим узелками важные события своей личной истории.Рекомендуется выполнение творческого задания «Сувенир из ниток». |
Средняя школа | |
Детство для подвигов (февраль-март)для учащихся 4-6 классов | Есть важные слова: честь, долг, поступок. Как понимали дети эти слова в разные периоды истории, те, кого называли пионерами и скаутами? В какие игры они играли, о чем мечтали, во что верили? Собравшись вокруг «костра», юные посетители узнают об истории детских движений в России – пионерии и скаутинге; соберут рюкзак в поход, «разобьют лагерь», проведут «торжественную линейку» и выявят главные качества настоящего товарища, с которым не страшно пойти в разведку.Рекомендуется выполнение творческого задания «Буденовка» (бумага). |
Пионер значит первый» (февраль-март)для учащихся 5-7 классов | Приглашаем ребят в советскую школу конца 1950-х – начала 1960-х годов. Зачем? – спросите вы. Узнаем, какой была школа и чему она учила во времена ожиданий и перемен; во времена освоения космоса и науки, молодежного фестиваля и помощи братским народам; во времена неисправимых коллективистов – романтиков и мечтателей, читающих книги и верящих в любовь, верность и дружбу. Ребята сядут за парты советской школы и познакомятся с миром детства своих бабушек и дедушек, выполнят пионерское поручение, соберут портфель, узнают о школьном расписании и богатой событиями внешкольной жизни пионеров и школьников.Рекомендуется выполнение творческого задания «Ракета» (бумага). |
В центре исторических событийдля учащихся 5-7 классов | Окна нашего музея выходят на Троицкую площадь — первую площадь Санкт-Петербурга. Века меняли лицо города и саму площадь, история которой тесно связана с прошлым России. Что происходило здесь, на площади, на протяжении многих лет, какие важные события и знаменитые люди влияли на жизнь столицы? Об этом расскажут: интерактивный макет — объемное изображение Троицкой площади в разные времена, археологические находки, исторические куклы, документы, фотографии, кинофильмы. |
На уроках в земской школедля учащихся 5-7 классов | Приглашаем школьников в земскую школу времен императора Александра II. Ребята узнают, как было организовано начальное образование в пореформенной деревне, почему учитель был самым уважаемым человеком для крестьянской общины и какую роль в жизни сельских школ играли органы местного самоуправления – земства. |
Традиции российской гимназии(сентябрь – декабрь,апрель – май)для учащихся 5-7 классов | Реформирование российской жизни императором Александром II невозможно было бы без реформы школы. А чему она учила? На занятии в старой гимназии ребята познакомятся с укладом, расписанием и правилами школьной жизни их сверстников. Наглядные пособия, школьные принадлежности, обстановка, а также рассказы о судьбах выпускников дадут представление о том, как готовили гимназистов к служению Отечеству. |
Что написано перомдля учащихся 5-7 классов | Занятие посвящено истории орудий и материалов письма. Ребята смогут познакомиться с тем, как писали древние греки и римляне, чем и на чем писали в Европе и России в XII – XIX вв., узнают и научаться пользоваться «песочницей», пресс-папье, чернильницей-«непроливайкой». |
Блокада и дети(январь)для учащихся 5-7 классов | Блокадный Ленинград – трагическая страница в жизни нашего народа, событие не имеющее аналогов в мировой истории. Как жили и учились ленинградские школьники в годы войны? Как рядом со взрослыми защищали свой город? «Оживут» воспоминания очевидцев военной поры, когда современные школьники сядут за парты в воссозданной «блокадной школе» и учитель начнет урок… |
Воспоминание о войне (январь, май)для учащихся 5-7 классов | Речь пойдёт о жизни детей и взрослых в эвакуации (в тылу) и на оккупированных территориях Советской страны. В основе занятия – воспоминания очевидцев тех лет, документы, плакаты, вещи военного времени. Школьники не только представят, как выглядела сельская школа военного времени, но и смогут сами “выбрать” экспонаты для создания музея о Великой Отечественной войне.Занятие сопровождается фрагментами художественных фильмов, посвященных Великой Отечественной войне. |
Остановись, мгновенье… | Чрезвычайно интересно знать не только о том, что происходило в прошлом, но и как выглядело это прошлое. Помогает нам в этом фотография. Исследуем историю “свето (фото)писания(граф)” и совершим свои открытия в этой области; увидим музейную коллекцию фотоаппаратов; познакомимся с изобретателями фотографии и первыми фотоснимками; увидим фотографии выдающихся деятелей науки и культуры России; сыграем в “Фотоателье” и познакомимся с традициями и особенностями фотосъемки в начале ХХ века.Дополнительно можно выполнить творческое задание по изготовлению “фоторамки”. |
Звуки эпохдля школьников 10-12 лет | Оказывается, время звучит, и каждая историческая эпоха имеет свои особенные звуки. На занятии мы составим звуковой портрет исторических эпох и послушаем, как звучал Петербург в разное время. Мы познакомимся с историей звукозаписи, увидим технику, простую и сложную, которая сохранила для нас голоса людей и звуки окружающего мира. Мы послушаем голос Льва Толстого и Федора Шаляпина; фрагменты радиопередач из детства пап и мам, сыграем в “театр у микрофона”, соберем копилку звуков нашего времени. |
Для старшеклассников | |
Сталинизм. Рабочая тетрадьисследовательское занятие для старшеклассников на музейной экспозиции “Советская эпоха: между утопией и реальностью” | Одна из ключевых тем истории советской России – становление тоталитарного государства сталинского типа. В основе занятия лежит принцип интерактивности, который обеспечивает: работу школьников с экспонатами музея в малых группах; формирование их исследовательских навыков; применение знаний на практике. Занятие позволяет освоить метод работы над вопросами ЕГЭ по истории категории “С”: умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа. Ребята составят рабочую тетрадь, которая в дальнейшем послужит конспектом при подготовке к экзаменам. |
Мы выбираем – нас выбираютролевая игра | В 2011 г. ролевая игра “Мы выбираем – нас выбирают” стала победителем городской профессиональной премии “Музейный Олимп” в номинации “Музей – детям”.Знакомство учащихся с историей российского парламентаризма на выставке “Государственная дума. Исторические параллели” происходит в два этапа. Экскурсионный пролог к игре с интерактивными включениями знакомит учащихся с фазами рождения российского парламента в начале XX века и его возрождения в начале 1990-х годов. Ролевая игра представляет собой ход современной избирательной кампании и позволяет воспроизвести действия активного избирателя и кандидата в депутаты, члена политической партии. Подготовка «электоратом» наказа избирателя; формирование политической партии, ее программы, агитационной листовки и биографии политика; участие в дебатах – все это тренирует гражданские навыки молодежи. Эффективное усвоение знаний в области государственного права, краеведения, обществознания, а также приобретение навыков политической и коммуникативной культуры позволяют говорить об особой востребованности этого предложения. |
поДУМАйинтерактивный путеводительдля учащихся 9-х, 11-х классов по предмету “История России XX-XXI вв.” по теме: “Думская монархия. История российского парламентаризма” | Самостоятельная работа с уникальными документами по истории российского парламентаризма на выставке “Государственная дума. Исторические параллели” позволяет учащимся приобрести знания и навыки научного исследования; вести подготовку к ЕГЭ по истории; формировать политическую культуру.Деятельность учащихся организует и сопровождает научный сотрудник музея. В помощь педагогу предлагается материал для проверки работ учащихся. |
Реформы и реформаторыучебная экскурсия для старшеклассников и студентов | Экскурсия знакомит с историей формирования и развития в России либеральных идей и этапами их реализации посредством реформ и революций. В процессе экскурсии учащиеся познакомятся с влиянием французского Просвещения на русское общество и императоров (Екатерина II и Александр I), узнают о работе «Негласного комитета», деятельности М.М. Сперанского и «мятеже реформаторов» – «декабристов». Вас ждет рассказ о Великих Реформах Александра II и о деятельности «Народной воли». Исторические документы расскажут о политических реформах Николая II, реализованных под натиском революционных событий 1905-1907 гг. Экскурсанты смогут познакомиться с историей возникновения в России парламента – Государственной Думы. Политические реформы конца XX в., «перестройка», «гласность», Съезды народных депутатов, первые президентские выборы в России. Обо всем этом вы узнаете на экскурсии «Реформы и реформаторы». |
Россия. Год 1917-йучебная экскурсия | Экскурсия посвящена причинам и основным этапам революционных событий 1917 года: от Февраля к Октябрю. Школьники узнают о влиянии Первой мировой войны на формирование и развитие общенационального кризиса, о ситуации на фронте и в тылу, о процессе десакрализации монархии и ее падении, о действиях политической оппозиции. Перед ними предстанет хроника революционных событий февраля в Петрограде, лица известных политических лидеров. Экскурсовод расскажет о том, как создавались демократические властные институты и раскроет процесс возникновения “двоевластия”, механизм взаимоотношений Петросовета и Временного правительства. Школьники посетят Секретариат партии большевиков и рабочую комнату В.И. Ленина и узнают о том, как произошел захват власти в октябре 1917 года, увидят уникальные документы и видеохронику тех трагических дней. |
Белое” и “красное”тематическая экскурсия | События революции и гражданской войны 1917-1922 гг. составляют одну из трагических эпох в российской истории. Экскурсия по выставке «Война проклятая, гражданская» рассматривает события 1917-1918 гг. и задает вопросы: почему и как началась гражданская война? Кто были противники большевиков? Как поляризировалось общество и сползало в омут гражданской войны? Богатое музейное собрание реликвий той эпохи позволяет объективно представить спектр участников событий и их политические цели. Логика экскурсии подводит к главному выводу о пагубности вооруженного пути решения политических и социальных противоречий внутри страны. |
Советская эпоха: между утопией и реальностьютематическая экскурсиядля учащихся 9-х, 11-х классов по предмету “История России XX-XXI вв.” | На экскурсии по экспозиции “Советская эпоха: между утопией и реальностью” вы узнаете: о том, как Коммунистическая партия создавала мощный аппарат управления огромной страной; как вся полнота власти сосредоточилась в руках Сталина; о том, как власть подчиняла человека, и как началось его частичное освобождение в период «хрущевской оттепели»; почему провозглашенный «развитой социализм» и относительное материальное благополучие в эпоху Л. Брежнева обернулось «застоем»; почему не удалась попытка М. Горбачева создать «социализм с человеческим лицом»; почему распался СССР и как «большая политика» влияла на повседневную жизнь человека. Экскурсия проходит с опорой на уникальные документы, личные вещи руководителей Советского государства и предметы быта, создающие образ эпохи и позволяющие найти ответы на эти и многие другие вопросы. |
Время Великих реформ (8-9 класс) | В воссозданных интерьерах сельской школы и городской гимназии времени Александра II ребята узнают об удивительном периоде в истории России – “эпохе Великих реформ”. Изучая документы и рассматривая музейные предметы, познакомятся с тем, каким образом отмена крепостного права, земская и военная реформа, а также реформа образования изменили жизнь людей: и крестьянского мальчика, и петербургского гимназиста, и императора России. |
Отдел Музея политической истории России – «Гороховая, 2. Из истории политической полиции и органов государственной безопасности. XIX-XX вв.(Адмиралтейский пр., д.6.) | |
Борьба политической полиции Российской империи против революционного террора XIX-начала XX вв. | Экскурсия раскрывает методы борьбы политической полиции с нарастающей революционной угрозой в лице крупнейших подпольных антиправительственных групп и первых политических партий. Основное содержание экскурсии посвящено деятельности “Народной воли” и важнейшему их террористическому акту – убийству императора Александра II. |
Деятельность ВЧК и Петроградской ЧК в годы Гражданской войны | Экскурсия рассказывает о становлении органов государственной безопасности Советской России, а также о методах борьбы с крупнейшими антибольшевистскими выступлениями, террористическими актами и подпольными организациями. |
Внешняя разведка на страже безопасности советского государства во второй половине XX в. | Экскурсия посвящена истории одной из сильнейших разведок мира, легендам и мифам внешней разведки СССР. На примере судеб знаменитых советских разведчиков – Р. Абеля (В. Фишера), К. Молодого и др. – раскрывается противостояние внешних разведок в период Холодной войны. |
Музейно-педагогические занятия в Детском музейном центре исторического воспитания (ДМЦИВ) (Болотная ул., 13, станция метро “Площадь Мужества”) | |
Моя страна – Россия цикл тематических занятий для детей 6-9 лет | |
Родная сторона всякому мила | Короткие беседы о географии, природных богатствах и древних столицах России помогут юным гражданам страны понять, что от них зависит будущее целого государства. |
В гостях хорошо, а дома лучше | Дети познакомятся с культурными и политическими традициями стран-соседей, узнают, как страны обмениваются друг с другом посольствами, приобретут навыки “народной дипломатии”. |
Доброе братство – лучше богатства | В России более 130 народов, и каждый из них имеет свои традиции, обычаи. Знакомясь с многообразием культур, дети смогут понять, что объединяет людей, живущих в России, и как важно научиться договариваться друг с другом и разрешать споры мирным путем. |
Бабушкины книжки: что читали дети России игровое занятие для детей 6-9 лет, театрализация по мотивам литературного произведения начала ХХ века “Недовольная елка” | В начале ХХ столетия увлечение семейным чтением, иллюстрированные журналы, литературные игры и загадки помогали юным читателям понять: книга – их добрый друг и помощник. Возвращаясь в прошлое, дети могут сравнить возможности книги и современных носителей информации, а также принять участие в домашнем спектакле. |
С КНИЖКОЙ ПОД МЫШКОЙзанятие для детей 7-10 лет | Умные и добрые книги встречают нас в раннем детстве и сопровождают и в детском саду и школе, помогая понять окружающий мир, вырасти хорошими людьми . На занятии ребята познакомься с тем, как были созданы хорошо всем знакомые детские произведения С. Маршака и К. Чуковского, что этому предшествовало, и какой стала новая детская литература 1930-х гг. Дети смогут исследовать процесс литературного творчества и сделать выводы о том, что, прежде всего, необходимо писателю для создания литературного произведения. В музейно-педагогическом пространстве “Кладовая истории” юные посетители попробуют оживить героев сказки “Федорино горе” – бытовые предметы ушедшей эпохи. В домашней библиотеке узнают о том, как литературное творчество отражает перемены, происходящие и в стране, и в каждом доме. С рабочей обстановкой, так необходимой для труда писателя, дети познакомятся в кабинете, а в гостиной смогут поиграть с известными с детства строчками любимых произведений, которые станут основой театрального действия. |
Школьный парад занятие для детей 7-12 лет | Прекрасная возможность отметить День гимназиста и завершить учебный год!Как на параде пройдут перед современными школьниками ученики прошлых лет: “подготовишки”, гимназисты, реалисты…Что было написано в школьном уставе? Как ученики проводили свои будни и праздники, чем увлекались? На эти вопросы дети ответят с помощью музейного педагога. А вот была ли старинная школьная форма удобнее и наряднее нынешней, примерив ее, они ответят сами. |
История в игрушкезанятие для детей 8-12 лет | Игрушки не только хранят в себе образ ушедшего детства, но и память об историческом прошлом. Мишки – “Тедди” и олимпийский, фигурки оловянных солдатиков-гвардейцев и красноармейцев, игрушечные броневики и космические ракеты – каждая игрушка “расскажет” свою историю! |
Петербург на дачезанятие для детей 7-12 лет | В интерьерах Детского центра – бывшей “дачи Зингера” в Лесном – дети узнают, когда появились дачи, какие петербургские окрестности получили славу морских курортов, как происходил дачный переезд и какие развлечения предпочитали на даче горожане. В теплое время года во дворе музея юные посетители научатся играть в городки и серсо, попробуют запустить кубарь и пройти на ходулях. Если же погода не располагает к таким играм, то можно отправиться на “Чаепитие к Купчихе”. Однако, как требует этикет, об этом ее стоит предупредить заранее по телефону. |
На златом крыльце…игровое занятие для детей 8-12 лет, дидактическая игра “Построение государства” | Детская считалочка поможет совершить путешествие в далекое прошлое России и задуматься о природе власти. Кто управляет страной? Как отражается в символике государственная политика? Как изменялись границы России? На эти сложные вопросы дети смогут ответить, построив модель государства. |
Взрослое детство программа для детей 8-14 лет | Какова роль детей в военных и политических конфликтах? Существует ли понятие “взрослое детство” и какое значение оно имеет в наше время? Над этими и многими другими вопросами предлагает задуматься музейно-педагогическая программа “Взрослое детство”. Как юные ленинградцы смогли выжить в блокадном городе и сохранить веру в победу и умение радоваться жизни, современные школьники смогут узнать, обращаясь к подлинным вещам и фотографиям, газетам и воспоминаниям 1940-х гг. В блокадные годы в здании Детского центра, которое имеет интересную столетнюю историю, располагался детский дом. В занятии большое внимание уделяется основам воспитания и образования, которые были заложены в программе работы детского дома и помогли воспитанникам пережить тяжелые годы. Детские переживания, запечатленные в воспоминаниях воспитанников, позволяют по-новому осознать военную историю Ленинграда. |
Про “авось” да “как-нибудь” в море думать позабудьигровое занятие для детей 9-12 лет | Занятие проводится на экспериментальной площадке детских музейных программ “Россия в океане истории”. Образ корабля как метафора государства помогает посетителям понять основы политического устройства России. В огромном океане плывет Корабль. Судьба собрала путешественников в одно время и в одном месте. Смогут ли они договориться между собой? Какие правила станут для путников законом? Кому они доверят управление кораблем? Смогут ли они справиться с непредвиденными обстоятельствами? На эти вопросы предстоит ответить юным посетителям музея, опираясь в игре на свой жизненный опыт, дружбу и взаимовыручку. |
О чем рассказала старая тетрадь тематическое занятие для детей 9-13 лет, ролевая игра “Прогулки в Лесном” | Дневник Тани Агеевой, написанный ею сто лет назад, в наши дни стал интересным историческим источником. Обращаясь к его страницам, юные исследователи узнают о жизни сверстников в эпоху русско-японской войны и совершат фантастическую прогулку по старинным петербургским улицам. |